Главная Новости В 98 лет умерла искусствовед Нина Молева, которая стала неразделенной любовью Владимира Короткевича Короткая ссылка
Подписаться
В 98 лет умерла искусствовед Нина Молева, которая стала неразделенной любовью Владимира Короткевича

В 98 лет умерла искусствовед Нина Молева, которая стала неразделенной любовью Владимира Короткевича

Она завещала РФ коллекцию картин на $2 млрд

В Москве в возрасте 98 лет умерла писатель и искусствовед Нина Молева, сообщает РИА Новости. Эта женщина-легенда, известный писатель и искусствовед, завещала России коллекцию картин всемирно известных художников стоимостью в 2 миллиарда долларов, а в период хрущевской оттепели была неразделенной любовью классика белорусской литературы Владимира Короткевича.

Они познакомились в конце 50-х во время учебы Короткевича на Высших литературных курсах. Тогда Нине Молевой, преподавателю истории искусства, было 33 года, Владимиру Короткевичу – 28. В то время она уже несколько лет была женой молодого известного художника Элия Белютина, одного из лидеров русского неформального искусства середины ХХ века, чей отец и собирал коллекцию картин. Короткевич же тогда – начинающий и никому не известный писатель из Беларуси.

Именно Нина Молева стала прототипом героини романа Короткевича «Нельга забыць» (второе название «Леаніды не вернуцца да Зямлі»), ей Короткевич посвящал стихи, которые писал не только на белорусском языке, но и на русском. С Молевой он долгие годы был в переписке и даже лелеял тайную надежду заработать много денег, чтобы хватило на дом под Москвой.

«Невялічкага росту, яна была вельмі худзенькая, але так падабраная, што нагадвала яму балерыну. Можа, гэтаму ўражанню дапамагала і клятчастая спадніца званочкам, і шэрая кофтачка з нейкага там нейлону. Вельмі худзенькая, як дзіцятка», - описывал её писатель.

С именем Молевой связано и большое эмоциональное потрясение молодого Короткевича. Весной 1959-го слушатели курсов вместе со своей молодой преподавательницей отправились на экскурсии по памятникам архитектуры и культуры. Среди них была и церковь Покрова на Нерли.

«Я пережил там сильнейшее (говорю не преувеличивая) потрясение в моей жизни. (…). Я не верил, что человек может плакать, глядя на здание, и потому ставил архитектуру чуть ниже всех искусств. Так вот, я ревел, брат. Позорно ревел, и не стыдился, и не стыжусь», - писал писатель в письме другу. А ещё он написал стихотворение «Дзіва на Нерлі»:

Белая песня ў лугах залацістых,
Кліч адзвінеўшых стагоддзяў зямлі,
Кволая-кволая, чыстая-чыстая,
Быццам дзяўчына, царква на Нерлі.
Кроў і забойствы ў агні і дыме,
Подласць і жорсткасць у лютым баю, -
Нават яны праходзілі міма,
Пашкадаваўшы нявіннасць тваю.

Короткевич был влюблен в Молеву, много ей писал, но вряд ли его чувство было взаимным. В этой любви было все – и поклонение, и ненависть.

«Мне безразлична её судьба и ненавистна она сама, лживая, подлая, привыкшая к поклонению, корыстная, подло-расчетливая, унижающая все лучшее на свете, предающая друзей, берущая все, что ей хочется, на минуту и бросающая это, когда минет надобность», – пишет Короткевич о Молевой, которой ещё недавно так восхищался.

В «Леанідах…» героиня, чьим прототипом стала Нина Молева, умирает после операции. Реальная Нина прожила очень длинную и очень насыщенную жизнь.

В 2008 году Нина Молева передала минскому исследователю творчества Короткевича Анатолию Воробью копии неизвестных ранее рукописей писателя, письма к ней с рисунками Владимира Короткевича, автографы на подаренных книгах, а также автопереводы с белорусского на русский стихов Короткевича, которые он сделал специально для Нины Молевой. Копии переданы оршанскому Музею Владимира Короткевича.
Поделиться

Больше новостей:
Написать нам