Главная Новости «С немецкой пушкой мы рассчитались». 10 фактов об операции по освобождению Беларуси «Багратион», которая началась 80 лет назад – 23 июня 1944 года Короткая ссылка
Подписаться
«С немецкой пушкой мы рассчитались». 10 фактов об операции по освобождению Беларуси «Багратион», которая началась 80 лет назад – 23 июня 1944 года

«С немецкой пушкой мы рассчитались». 10 фактов об операции по освобождению Беларуси «Багратион», которая началась 80 лет назад – 23 июня 1944 года

В результате операции была полностью освобождена территория Беларуси

80 лет назад, 23 июня 1944 года, началась Белорусская наступательная операция «Багратион», в результате которой была полностью освобождена территория республики. Сегодня мы расскажем 10 фактов о крупнейшей военной операции в истории и людях в ней участвовавших.

Обстановка на фронте перед началам операции «Багратион»

К весне 1944 года Красная армия отбросила врага от Ленинграда, освободила Крым и практически полностью Украину. Войска вышли на границу с Румынией. Но большая часть территории Беларуси была по-прежнему оккупирована.

Всего осенью-зимой 1943 года освободили полностью или частично 19 районов Гомельской, Полесской, Могилевской и Витебской областей и областной центр Гомель.

Зимой 1943-1944-го наступление на востоке Беларуси продолжалось. С октября по апрель Западным фронтом было проведено 11 операций, однако все попытки прорвать немецкую оборону на оршанском и витебском направлениях потерпели неудачу. Фронт за это время потерял более убитыми и раненными более 330 тысяч человек.

К лету 1944 года линия фронта в БССР проходила через озеро Нещердо, северо-восточнее Витебска, юго-восточнее Чаус, восточнее Жлобина, по правому берегу Припяти, южнее Пинска, восточнее Ковеля и Вербы, образуя «балкон», площадью около 250 тыс. кв. км, обращенный своей вершиной на восток.

Удар был неожиданный для Гитлера

В Берлине считали, что положение войск в Беларуси стабильное и не ждали здесь большого наступления. Там предполагали, что советские войска продолжат уже начатое наступление в сторону Карпат, чтобы захватить нефтяные румынские месторождения. Адольф Гитлер принял решение усилить группу армий «Северная Украина», оборонявшую южную часть фронта, куда направили часть войск с «Белорусского балкона». Немцы были уверены, что и без того глубоко эшелонированная линия обороны в Беларуси и сложная для наступления местность остановят советские войска.

Подготовка операции «Багратион» проходила в строжайшей секретности. Войска передислоцировались ночью, а чтобы запутать противника в обратном направлении - от фронта в тыл - шли эшелоны с макетами танков и орудий.

Какие силы удерживали «Белорусский балкон»

Гитлеровцы сосредоточили в Беларуси значительные силы с главенствующей ролью группы армий «Центр». Всего - 1,2 млн человек, 9 500 орудий и минометов, 900 танков и штурмовых орудий, 1350 самолетов.

Немцы создали многочисленные оборонительные рубежи, эшелонированные на 250–270 км. Были построены доты и дзоты, бронеколпаки, сборные железобетонные огневые точки. Для укрытия солдаты использовали так называемые лисьи норы – глубоко врытые в толщу земли щели. Но оборонную систему ослабляло то, что у немцев здесь не было крупных резервов.

В операции «Багратион» участвовали четыре фронта

Весной 1944 года начал разрабатываться план летней наступательной кампании. 30 мая Ставка окончательно утвердила план операции «Багратион». Со стороны советских войск вермахту на западном направлении противостояли 1-й Прибалтийский, 3-й, 2-й и 1-й Белорусские фронты под командованием Константина Рокоссовского, Георгия Захарова, Ивана Черняховского, Ивана Баграмяна.

Группировка советских войск насчитывала более 2,4 млн человек, 36 000 орудий и минометов, 5 200 танков и САУ, 5300 самолетов. Кроме того, в ее интересах намечалось задействовать 1 007 самолетов авиации дальнего действия и 500 истребителей из состава войск ПВО.

Четыре фронта превосходили противника по численности людей в 2 раза, по танкам и самоходным (штурмовым) орудиям – в 5,8, орудиям и минометам – в 3,8, боевым самолетам – в 3,9 раза. Огромной силой, которая из немецкого тыла поддерживала наступление фронтов, была армия белорусских партизан численностью свыше 143 тыс. человек.

Партизаны помогли войскам атакой на врага с тыла

Немцы воспользовались затишьем на фронте в апреле-мае 1944 года, чтобы зачистить прифронтовую зону от партизан, рассказывал БЕЛТА ведущий научный сотрудник отдела публикаций Национального архива Беларуси кандидат исторических наук Вячеслав Селеменев.

Враг использовал не только карательные и охранные части, но и воинские. Это был самый тяжелый период для партизан. Немцы провели две крупные операции «Моросящий дождь» («Регеншауэр») и «Весенний праздник» («Фрюлингсфест»).

- В общей сложности в боевых действиях против партизан Полоцко-Лепельской зоны участвовало около 60 000 солдат и офицеров, 137 танков, 235 орудий, 70 самолетов, два бронепоезда. Силы, конечно, неравные: кадровые части немецких дивизий и партизанские формирования, в составе которых в основном местные жители, - говорит Селеменев.

Историк отмечает, что на военном совете 1-го Прибалтийского фронта было решено защищать зону. В течение двух недель немцы сжимали кольцо окружения партизан, а те отступили почти до Ушач.

Командующий партизанской Полоцко-Лепельской зоной Владимир Лобанок просил Москву вывести из окружения партизанские бригады, но ему приказали продолжать сопротивление. И только в конце апреля, когда положение партизан было критическим, им дали приказ прорываться.

Затем немцы провели аналогичную операцию против партизан Борисовско-Бегомльской зоны.

- До 26 июня, когда уже шла операция «Багратион» и войска Красной армии освободили часть Беларуси, продолжалась карательная операция «Корморан» («Баклан»), - говорит Селеменев.

Несмотря на большие потери, партизанам удалось нанести противнику существенный урон. Народные мстители к началу операции «Багратион» проводили в тылу врага активные боевые действия и помогли наступающим войскам. А 16 июля 1944 года в освобожденном Минске состоялся партизанский парад.

Какой был план операции «Багратион»

План операции «Багратион» предусматривал одновременный прорыв обороны противника на шести участках, развитие наступления в глубину, рассечении главных сил группы армий «Центр» и уничтожении их по частям. Планировалось полностью освободить территорию Беларуси, выйти к границам Восточной Пруссии, перенести военные действия на территорию Польши.

На первом этапе были проведены Витебско-Оршанская, Могилевская, Бобруйская, Полоцкая и Минская наступательные операции.

Генерал Антонов - военный стратег из Гродно - был одним из разработчиков операции

В разработке операции кроме командующего 1-м Белорусским фронтом Константина Рокоссовского, начальника Генштаба Александра Василевского и заместителя Верховного главнокомандующего Георгия Жукова участвовал ещё один знаменитый военачальник, уроженец белорусского Гродно Алексей Антонов.

Алексей Иннокентьевич Антонов уникален тем, что участвовал в разработке практически всех значимых операций советских войск в Великой Отечественной войне с декабря 1942 года. Он единственный из всех советских военачальников, награждённых орденом «Победа» в звании генерала армии, и единственный советский кавалер ордена, которому не было присвоено звание Героя Советского Союза.

Историки отмечают, что когда в мае 1943 года Антонова назначили первым заместителем начальника Генштаба, он становится самым частым посетителем кремлевского кабинета Сталина. По словам коллег, благодаря Антонову Генштаб заработал эффективнее.

Операция «Багратион» началась 23 июня после разведки боем

22 июня 1944 года, в третью годовщину нападения Германии на СССР, Красная армия начали разведку боем. А партизаны атаковали вражеские коммуникации с тыла. 23 июня огненный шквал обрушился на врага с севера и юга.

На участках под Оршей и Витебском на километр фронта порой приходилось по 200 и более стволов. Это не считая «Катюш»! «Рвущий барабанные перепонки рев», - так описывали события военные корреспонденты.

Армия шла в наступление в условиях труднопроходимой лесисто-болотистой местности. Укрепления врага с успехом штурмовали там, где, казалось, пройти нельзя.

Войска 1-го Прибалтийского фронта и 3-го Белорусского фронта в ночь на 25 июня соединились около деревни Гнездиловичи Бешенковичского района, замкнув окружение витебской группировки противника. Тех, кому удавалось вырваться из кольца, настигали и уничтожали. Войска противника массово сдавались в плен на всех направлениях.

23 июня освобождены Лельчицы и Шумилино, 25-го – Сенно и Бешенковичи, 26-го – Витебск...

Немецкая оборона посыпалась. На витебском направлении среди плененных 19 000 человек оказались четыре генерала, в том числе командир 53-го армейского корпуса генерал-полковник Фридрих Гольвитцер.

Войсками I Белорусского фронта в ходе Бобруйской операции были окружены шесть дивизий 9-й немецкой армии. А ведь на этом направлении у противника было пять оборонительных рубежей, проходивших по рекам.

В Бобруйском котле окружили 40-тысячную группировку. Враг попал не только под ураганный артиллерийской огонь, но и под массированные атаки авиации фронта.

Самый крупный «котел», в который попали оккупанты, был создан войсками I, II и III Белорусского фронтов в ходе Минской операции. В окружение попали главные силы группы армий «Центр» - около 105 000 гитлеровцев.

Минск освобождали уроженцы белорусской столицы

Чтобы ориентироваться в ночном городе, в подразделениях отыскали несколько уроженцев и довоенных жителей Минска. Они прочитали «лекции» у карт города для командиров экипажей и механиков-водителей танков.

Среди таких «лекторов» был и гвардии старшина Валентин Белькевич, механик-водитель в 4-й гвардейской танковой бригаде. В Минске у него оставалась мать и сестры.

Белькевич рассказывал, что комбат спросил: «Ты минчанин?» – «Так точно». – «Тогда я сажусь в твою машину». Рванули на Минск...

«На несколько секунд я остановил машину, открыл люк. «Товарищ майор, мы на Комаровке». А он мне: «Не знаю никакой Комаровки. Вперед!».

Белькевич на танке ехал по знакомым ему улицам родного города:

«Перекресток улиц Советской и Долгобродской. С коротких остановок бьем по уцелевшим орудиям немцев. Вот и мост через Свислочь. Вижу, продавлен. Тем временем со стороны Оперного театра по набережной Свислочи бегут три немца. Один размахивает нижней рубашкой».

У Кальварийского кладбища по танку противник выстрелил из орудия, но существенного урона не нанес.

«С немецкой пушкой мы рассчитались, - продолжает Белькевич. - По огородам вывел танк к Раковскому шоссе. А там полно немецких автомашин, бронетранспортеров с пехотой. Двигались они в три ряда. Несколькими выстрелами мы зажгли головные машины. Движение по шоссе застопорилось. Тогда стали утюжить колонну…»

Белькевичу выпала редкая удача, которая бывает на войне. Комбат разрешил ему навестить родителей, да еще и прямо на танке. Вот так минчанин вернулся домой.

Минск был освобожден 3 июля, а 28 июля Красная армия вошла в Брест. Беларусь была освобождена, но операция «Багратион» продолжилась.

Итоги операции «Багратион»

В результате операции «Багратион», Красная армия продвинулась на запад более чем на 600 км. Были освобождены Беларусь, часть Прибалтики и восточные районы Польши.

Безвозвратные потери Красной армии в операции «Багратион» с 23 июня по 29 августа 1944 года составили 178 тыс. 507 человек, санитарные потери - 587 тыс. 308 человек. Общие потери германских войск - примерно 450-500 тыс. человек.

Около 158 тысяч гитлеровцев были взяты в плен. И 17 июля 1944 года в Москве состоялся «парад побежденных». По улицам советской столицы провели 57,6 тыс. военнопленных, попавших в окружение в Беларуси. В том числе более 1 тыс. офицеров и около 20 генералов. Общая длина колонны военнопленных при движении по городу составила примерно 5 километров.
Поделиться

Больше новостей:
Написать нам