Главная Новости Президент заслушал доклад о перспективах развития национальной системы образования Короткая ссылка
Подписаться
Президент заслушал доклад о перспективах развития национальной системы образования

Президент заслушал доклад о перспективах развития национальной системы образования

Глава государства отметил, что ломать сложившуюся систему образования в Беларуси нельзя, но совершенствовать необходимо.

Ломать сложившуюся систему образования в Беларуси нельзя, но совершенствовать необходимо. Об этом Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил 1 февраля, заслушивая доклад о перспективах развития национальной системы образования, сообщает пресс-служба белорусского лидера.

"К вопросам образования мы обращаемся постоянно. Я просто хочу прежде всего сам убедиться, насколько реализуются наши решения в сфере образования. Если есть необходимость, подтолкнуть те реформы, которые идут. Хотя реформами мы никогда не занимались и заниматься в образовании не будем. Мы должны совершенствовать то, что имеем сегодня, и то, что получили вчера. Ломать ничего нельзя", - подчеркнул Александр Лукашенко. 

В то же время Президент не исключил, что при совершенствовании системы образования в школах и вузах придется отказаться от некоторых аспектов. "Если мы понимаем, что от этого надо отказаться, это надо делать решительно. Самое главное в образовании, да и вообще (в экономике и других вопросах) - когда мы знаем, что надо делать, но из-за нашего махрового бюрократизма начинаем затягивать эти процессы. Тогда проходит время, и мы видим: то, что надо было делать вчера, уже неприемлемо для сегодняшнего и тем более завтрашнего дня. Получается, этап непройденный, и мы хватаемся за передовое, а под этим передовым нет фундамента, - заметил Глава государства. - Поэтому все надо делать постепенно, как говорят в народе, плавно. И двигаться от меньшего к большему, от простого к сложному. Так, мы договорились, будем действовать в образовании". 

В связи с этим, напомнил Александр Лукашенко, он поручал усилить практико-ориентированную подготовку, сократить сроки обучения в вузах по многим дисциплинам, обновить учебные программы и учебники. 

Глава государства также потребовал определиться с необходимым количеством обучаемых в высших учебных заведениях. Однако пояснил, что это поручение не распространяется на экспорт образовательных услуг, который приносит стране немалые деньги. "Система белорусского образования очень востребована. По-моему, 108 стран обучаются в Беларуси, около 25 тысяч человек. Это здорово, - отметил он. - А нам надо столько выпустить из вузов студентов, сколько нужно для нашей экономики и жизни". 

Отдельно Александр Лукашенко остановился на особенностях обучения в бакалавриате и магистратуре. По его мнению, студент должен уходить из вуза уже полностью подготовленным специалистом, а не просто обладающим первоначальными знаниями и навыками. "Я категорически запрещаю подобным образом строить систему образования. У нас есть нормальная система образования: человек окончил вуз, получил высшее образование - иди и работай. Я не против магистратуры, но туда должны идти самые способные и желающие дальше получать образование, заниматься наукой и преподаванием. И у нас такая традиция с советских времен, а может, еще и досоветских. И это хорошо. Как обстоят дела здесь? Я поручал проверить. Выполнено ли мое поручение?" - спросил Президент. 

Если дело в зарплате педагогов, которая зависит от количества часов, то, по мнению Главы государства, необходимо просто увеличить им зарплату. "Пусть будет меньше часов, ставок, но деньги оставим те же, еще добавим. Но преподаватель не должен все время ходить за студентами. Половину рабочего дня он должен преподавать, а половину - заниматься самообразованием. В противном случае, какой он преподаватель", - считает Александр Лукашенко. 



На совещание к Главе государства приглашены глава Администрации Президента Наталья Кочанова, министр образования Игорь Карпенко, ректор Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники Вадим Богуш, директор Национального института образования Валентина Гинчук и директор минской гимназии №10, председатель Ассоциации руководителей учреждений образования ОО "Белорусское педагогическое общество" Марина Ильина.


"Мы договорились о том, что, начиная со школьных программ и заканчивая вузовскими, где только возможно, поменяем эти программы, уберем все лишнее, оставим нужное. И критерием здесь будет наша жизнь, действительность, которая будет требовать от будущего специалиста тех или иных навыков, тех или иных знаний", - сказал Александр Лукашенко. 

Президент обратил внимание, что ему приходится каждый день сталкиваться со школьными программами, поэтому он видит все недочеты. "Похоже, математиков одних только готовим. Давайте говорить откровенно, не хочу быть ретроградом: нам, наверное, меньше всего в стране нужно в стране математиков. Понятия в математике (у школьников. - Прим.) должны быть, потому что мы в жизни всегда сталкиваемся с математикой. Но в великих математиках потребность меньше всего", - констатировал Глава государства. 

Кроме того, убежден Александр Лукашенко, великих математиков много быть в принципе не может. Это, по его мнению, редкость. "А мы под эту редкость начинаем косить. В школе математику начинаем преподавать так, что отпугиваем детей от этой математики, от учебы, - заметил Президент. - Я не хочу, чтобы математики обиделись на мои рассуждения, я ничего плохого о них не сказал. Но еще раз повторяю: математик - это редкость. Давайте готовить математиков где-то на факультативе, но в основном в вузе. А мы начинаем университетские программы перебрасывать в школу. Зачем вы это делаете?" 

Глава государства отметил, что есть и другие предметы, программы по которым выстроены неправильно. В качестве примера он назвал биологию. "Недавно я посмотрел, как в восьмом классе изучают биологию: слушайте, полкурса - черви! Строение, жизнедеятельность и что надо сделать червяку, чтобы он был паразитом. Ну, ответьте мне на этот вопрос. Ладно, для продвинутых пусть будет. Да, надо знать про это существо, но зачем его дотошно изучать? - спросил Александр Лукашенко. - Если ты будущий биолог, если биологию взял за основу, да, это надо. Но сколько таких у нас? Вот в чем проблема". 

Президент рассказал и о своем отношении к учебникам, подчеркнув, что их также необходимо обновлять в соответствии с новыми программами. "Учебники - это икона, это святое. Я как педагог по образованию отношусь к учебнику, как к иконе, даже в современной жизни, когда книга не стала потребной, насущной для людей: интернет и прочее… Одно другое, правда, не исключает. Но для меня книга как была иконой, так и осталась. А учебник на порядок выше, чем обычная книга, даже самая ценная, - заявил Глава государства. - И нам с этих позиций надо было подойти к учебникам, прежде всего в школе". 

Александр Лукашенко подчеркнул, что детей надо научить ценить учебники, а содержание и качество изданий должны быть на высшем уровне. 

Такие же подходы должны применяться и к вузовским пособиям, обратил внимание Президент. "Но с вузом проще: студент должен сам уметь искать знания, начиная от учебников и заканчивая интернетом, какими-то монографиями, научными работами. Но все равно учебник - это основное, это книга, на основании которой студент ориентируется в материале", - резюмировал он.

Фото: Администрация Президента. 

Поделиться

Больше новостей:
Написать нам